Для оценки пространственных представлений у взрослых используются, например, такие методы диагностики:
- Пробы на ориентировку в реальном или схематичном пространстве. 1 Взрослому предлагают нарисовать план помещения, в котором он находится, или сориентироваться в схеме, географической карте. 1 Также проверяют способность определять локализацию объектов в пространстве. 1
- Пробы на пространственный анализ элементов букв и цифр. 1 Пример — методика «Зеркальные буквы», где нужно указать, какая из букв написана верно, либо найти неправильно написанные буквы в словах и слогах. 1
- «Слепые часы». 1 Взрослому предлагают определить время по схематически нарисованным часам без циферблата. 1 Эта проба может выявлять метрические и координатные нарушения. 1
- Самостоятельный рисунок. 14 Взрослому предлагают изображение плоскостных предметов со сложной структурой, а также изображение трёхмерных объектов (стол, куб, дом). 1 По рисункам анализируют структурно-топологические, конструктивные, метрические и проекционные представления. 1
- Пробы Хэда. 3 Проверяют соматогнозис и пространственную организацию движений. 3
- Кубики Кооса. 3 Оценивают конструктивное мышление. 3
- Пробы на конструктивный праксис. 3 Требуют мысленного вращения объекта. 3
- Пробы на запоминание невербализуемых фигур. 3 Исследуют кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную зрительно-пространственную память. 3
- Проба Рея-Тейлора. 3 Используется для оценки стратегий оптико-пространственной деятельности. 3