Некоторые методы целеполагания, которые считаются эффективными в современной педагогике:
- Проблемная ситуация. 24 Учитель сталкивает ученика с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. 4 Учащиеся самостоятельно обозначают проблемную ситуацию, тему урока и формулируют его цель. 4
- Подводящий диалог. 24 На этапе актуализации материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию и логику рассуждения. 4 В итоге диалог сводится к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности. 4 Возникает ситуация, в которой возникает потребность в дополнительных исследованиях и действиях. 4 На этом этапе и ставится цель. 4
- Домысливание. 2 Оглашается тема занятия и используются слова-«помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим. 2 Слова позволяют ученикам самостоятельно сформулировать цели занятия. 2
- Группировка. 4 Детям предлагается разделить на группы ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т. д., обосновывая свои высказывания. 4 Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока. 4
- Ситуация яркого пятна. 4 Среди множества одинаковых слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением, размером. 4 Таким образом посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. 4
- Исключение. 4 Детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор. 4
Выбор наиболее эффективного метода целеполагания зависит от конкретных условий и целей образовательного процесса.