Некоторые методы анализа, которые помогают выявлять скрытый смысл в детской литературе:
- Методика А. Р. Лурия. 1 Предполагает использование текста со скрытым смыслом, который ребёнок читает самостоятельно. 1 Оценивается умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности, объяснить главную мысль. 1
- Методика «Понимание скрытого смысла в коротких рассказах» (А. Н. Берштейн). 3 Суть задания — ответить на вопрос, следующий за рассказом. 3 Если ребёнок затрудняется в ответе, ему задают наводящие вопросы. 3
- Стилистический анализ. 2 Включает выделение в тексте изобразительных средств языка и осознание их роли, стилистический эксперимент (замена или пропуск слов, выражений, изменение конструкции предложения). 2
- Использование живой наглядности. 2 Этот приём предполагает сближение восприятия текста произведения с жизнью и эмоционально-непосредственным опытом ребёнка. 2
- Сравнение первоначального варианта текста и окончательного. 2 Этот приём используют, если известны черновые варианты произведения. 2 В результате сравнения читатель пытается обосновать изменения, внесённые писателем. 2
- Создание диафильма. 2 Это серия графических или словесных рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в тексте. 2 Цель диафильма — выделение ключевых эпизодов. 2