Некоторые методы альтернативной и дополнительной коммуникации, которые используются для обучения детей с различными нарушениями:
- Система обмена изображениями (PECS). solncesvet.ru dobroserdie.com Метод, при котором ребёнок обменивает карточку с изображением на желаемый предмет или действие. dobroserdie.com Эффективен на начальных этапах работы с неговорящими детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. solncesvet.ru
- Жестовые системы, например «Макатон». solncesvet.ru cyberleninka.ru Сочетают в себе простые жесты и графические символы. solncesvet.ru Часто используются при работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, так как не требуют тонкой моторики и легче запоминаются. solncesvet.ru
- Коммуникативные таблицы с тематическими картинками или пиктограммами. solncesvet.ru Помогают детям с тяжёлыми двигательными нарушениями, поскольку для их использования достаточно указательного жеста или даже направления взгляда. solncesvet.ru
- Электронные коммуникаторы с синтезатором речи. solncesvet.ru dobroserdie.com Могут быть адаптированы под конкретные двигательные возможности (сенсорные кнопки, управление взглядом и др.). solncesvet.ru
- Айтрекинг (управление взглядом). dobroserdie.com Технология для детей с тяжёлыми двигательными нарушениями, которые не могут использовать руки для указания на символы. dobroserdie.com Специальные камеры отслеживают движение зрачков и определяют, на какую часть экрана смотрит ребёнок. dobroserdie.com Задержав взгляд на определённом символе, ребёнок «активирует» его, и компьютер озвучивает соответствующее слово или фразу. dobroserdie.com
- Работа с календарем. cyberleninka.ru Символическая система коммуникации, в которой символы или предметы-символы используются для представления основных видов деятельности в течение определённых отрезков времени. cyberleninka.ru
Выбор метода — это не разовое решение, а динамический процесс, который корректируется по мере развития ребёнка и изменения его коммуникативных потребностей. solncesvet.ru