Некоторые методы альтернативной и дополнительной коммуникации, которые используются для обучения детей с различными нарушениями:
- Система обмена изображениями (PECS). 14 Метод, при котором ребёнок обменивает карточку с изображением на желаемый предмет или действие. 4 Эффективен на начальных этапах работы с неговорящими детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. 1
- Жестовые системы, например «Макатон». 13 Сочетают в себе простые жесты и графические символы. 1 Часто используются при работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, так как не требуют тонкой моторики и легче запоминаются. 1
- Коммуникативные таблицы с тематическими картинками или пиктограммами. 1 Помогают детям с тяжёлыми двигательными нарушениями, поскольку для их использования достаточно указательного жеста или даже направления взгляда. 1
- Электронные коммуникаторы с синтезатором речи. 14 Могут быть адаптированы под конкретные двигательные возможности (сенсорные кнопки, управление взглядом и др.). 1
- Айтрекинг (управление взглядом). 4 Технология для детей с тяжёлыми двигательными нарушениями, которые не могут использовать руки для указания на символы. 4 Специальные камеры отслеживают движение зрачков и определяют, на какую часть экрана смотрит ребёнок. 4 Задержав взгляд на определённом символе, ребёнок «активирует» его, и компьютер озвучивает соответствующее слово или фразу. 4
- Работа с календарем. 3 Символическая система коммуникации, в которой символы или предметы-символы используются для представления основных видов деятельности в течение определённых отрезков времени. 3
Выбор метода — это не разовое решение, а динамический процесс, который корректируется по мере развития ребёнка и изменения его коммуникативных потребностей. 1