Некоторые методы активизации познавательной активности, которые могут быть эффективны в экскурсионной деятельности:
- Приём вопросов-ответов. 14 В ходе рассказа экскурсовод задаёт заранее продуманные вопросы по теме, чтобы подвести экскурсантов к нужным выводам и обобщениям. 1
- Приём исследований. 1 Например, при осмотре средневекового замка глубину колодца можно определить при помощи горящего листка бумаги, который, падая, освещает стены и дно. 1
- Приём заданий. 1 Экскурсовод может попросить экскурсантов установить глубину колодца, прочитать вслух надпись на историческом памятнике или мемориальной доске, определить размеры объекта и т. д.. 1
- Приём дискуссионной ситуации. 4 Экскурсовод выдвигает в своём рассказе положение, которое вызывает дискуссию. 4 Этот приём позволяет заменить монологическую форму материала открытым диалогом. 4
- Приём наглядности и иллюстративности. 3 К нему относятся, например, рассказ-беседа по картинке, сравнение схем, диаграмм, показ презентаций, работа с музейными экспонатами. 3
- Самостоятельная работа. 3 Постановка перед экскурсантами мыслительных задач, цель которых — самостоятельно получить ответ на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление. 3
Выбор методов активизации познавательной активности в экскурсионной деятельности зависит от темы, целей, характера объектов экскурсии, возраста и уровня знаний экскурсантов. 4