Некоторые методы адаптации учебных материалов для детей с нарушениями развития:
- Упрощение инструкции к заданию. 13 Многоступенчатую инструкцию разбивают на короткие шаги в виде алгоритма, сложные для понимания слова или фразы заменяют пиктограммами, устные инструкции дублируют письменными. 13
- Индивидуальный подбор стимульных материалов. 3 Учитываются ярко выраженные специфические интересы ребёнка. 3 Например, ученик может решать задачу не на счётных палочках, а на игрушечных машинках из любимого мультфильма. 3
- Дополнительная визуализация. 3 При трудностях в понимании содержания задания используют наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условий задачи с помощью реальных предметов. 3
- Сокращение объёма заданий. 3 Это помогает детям с замедленным темпом работы, низкой скоростью письма и повышенной утомляемостью. 3 При этом уровень сложности заданий сохраняют. 3
- Упрощение содержания задания и изменение его уровня. 3 Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребёнок с нарушениями развития подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. 3
- Использование технологических инструментов. 2 Это могут быть компьютерные программы и приложения с адаптированным контентом, электронные учебники и интерактивные доски. 2
- Применение вспомогательных материалов. 2 Это специальные обучающие карточки, графические организаторы, модели и другие визуальные материалы, которые помогают детям с нарушениями развития визуализировать и организовывать информацию. 2
При адаптации учебного материала важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка с нарушениями развития. 2