Некоторые методики Виктора Шаталова, которые применяют в современном образовании:
- Использование опорных конспектов. 45 Они служат своеобразными «маячками» для запоминания и стимулами для разворачивания полноценного ответа. 5 Опорные конспекты Шаталова послужили основой для распространения известных сегодня карт памяти (mind maps). 5
- Обучение крупным блоком. 35 За один урок объясняют не одно правило или теорию, а несколько взаимосвязанных тем. 5
- Разделение процессов слушания и записи. 35 Ученик слушает учителя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. 5 В конце занятия (реже — в начале) каждому ученику выдаётся опорный конспект, где в свёрнутом виде изложена вся информация. 5
- Использование взаимоконтроля и самоконтроля. 4 Помимо оценивания учителем, сегодня эти приёмы признаются в качестве важнейших приёмов проверки усвоенной информации. 4
- Применение уроков открытых задач. 1 На таких уроках каждый ученик имеет право обратиться к учителю с просьбой решить любую задачу, вызвавшую у него трудности. 1
- Использование различных игр. 4 Современные технологии позволяют расширить педагогическую копилку этих игр, включая квест-игры, игры по типу стратегий и т. д.. 4