Некоторые методики углублённого чтения для профессионального развития:
- Дотекстовые задания. 2 Направлены на моделирование фоновых знаний, устранение смысловых и языковых трудностей понимания текста. 2 В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. 2
- Приёмы, используемые во время чтения. 3 Способствуют определению темы и идеи текста, быстрому считыванию эксплицитно выраженной информации. 3 К ним относятся выделение опорных слов или вычленение новых сведений, ведение записей в процессе чтения. 3
- Приёмы, используемые после чтения. 3 Позволяют более углублённо и полно проанализировать текст, осмыслить его содержимое, интерпретировать, пересказать. 3 Видами такой работы являются постановка вопросов к тексту, конспектирование, аннотирование, резюмирование. 3
- Компенсаторные приёмы. 3 Помогают справиться с возникающими проблемами: пониманием отдельных слов или предложений. 3 К ним относятся пропуск незнакомых слов, определение значения слова по ближайшему контексту, работа со словарём. 3
Также для профессионального развития можно использовать технику скорочтения, которая позволяет сократить время, затрачиваемое на чтение текста, при этом сохраняя высокую степень понимания и запоминания информации. 1 Ещё один приём — обратное чтение, когда текст прочитывается в обратном порядке, начиная с конца. 1 Это позволяет фокусироваться на деталях и предотвращает «автоматическое» проглатывание информации. 1