Некоторые методики, которые применяются для тренировки памяти и умственной активности с помощью лингвистических головоломок:
- Упражнения на сопоставление. 1 Они помогают укрепить память, заставляя мозг запоминать значение и взаимосвязь слов в течение продолжительного времени. 1
- Тренировка рабочей памяти. 1 Во время игры нужно удерживать в голове множество значений слов и ассоциаций. 1
- Решение головоломок с производными словами или собирательными существительными. 1 Это помогает мозгу адаптироваться к различным лингвистическим правилам и шаблонам, улучшая навыки решения проблем. 1
- Определение родственных или производных слов. 1 Такое задание развивает навыки аналитического мышления. 1
- Поиск правильного соответствия между словами. 1 Для этого нужно оценить несколько вариантов и логические связи между терминами. 1
Также для развития словесно-логической памяти можно использовать следующие упражнения:
- Группировка слов. 2 Для занятия потребуются 9 карточек с изображением предметов или явлений природы (по три карточки на каждую группу). 2 Нужно разложить карточки на столе в произвольном порядке, проговорить вместе с ребёнком, что изображено на каждой карточке, затем дать задание внимательно посмотреть, повторить и запомнить. 2
- Ассоциации. 2 Нужно взять 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложить их перед ребёнком. 2 Задание: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется с названным словом». 2
- «Чудесные слова». 2 Нужно подобрать 16–20 слов и картинок к ним, связанных между собой по смыслу: должно получиться 8–10 пар, например, еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. 2 Эти картинки взрослый предъявляет ребёнку и называет 3 раза, причём пары интонационно выделяются. 2 Через некоторое время ребёнку взрослый повторяет только первые слова пар и показывает соответствующие картинки, а вторые он должен вспомнить и подобрать сам. 2