Некоторые методики, которые применяются для развития тактильной памяти у детей:
- «Тактильные дощечки». 1 Цель — развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности, учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой. 1 Например, можно предложить детям рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте, охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая и т. д.). 1
- «Волшебный мешочек». 12 Нужно взять две пары сильно отличающихся друг от друга предметов (два кубика и два шарика, два мишки и две куклы и т. д.). 1 Положить в мешочек по одному предмету из каждой пары. 1 Показать малышу один предмет, потом убрать его и попросить найти такой же на ощупь. 1
- «Чего не хватает в мешочке?». 2 Нужно расставить на столе несколько предметов (вначале не больше трёх). 2 Когда малыш их хорошо рассмотрит, убрать в мешочек все, кроме одного, и попросить ребёнка на ощупь определить, чего там не хватает. 2
- «Узнай предмет». 2 Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. 2 При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. 2 После того как ряд предметов (3–5) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. 2
- «Восстанови последовательность». 4 На стол выкладываются 5–6 кусочков тканей. 4 Ребенку с завязанными глазами предлагают пощупать их. 4 Затем кусочки тканей перемешивают и предлагают ребёнку выложить их на столе в той последовательности, в которой они были изначально. 4
- «Руки помнят». 5 Нужно положить в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). 5 Заранее подготовить фотографии этих предметов или нарисовать их, а также добавить изображения вещей, которых нет в мешочке. 5 Попросить малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были. 5
При планировании игр и упражнений для развития тактильной памяти у детей важно соблюдать принципы последовательности, доступности заданий и систематичности занятий (желательно не менее двух раз в неделю). 2