Некоторые методики обучения подбору оптимального решения в младшем школьном возрасте:
- Аналитический метод. 1 Предполагает выяснение данных или факторов, которые требуется найти, чтобы разрешить вопрос, поставленный в задаче. 1 При этом можно использовать приём «дерево рассуждений» — построение схемы, отображающей элементы, которые необходимо найти, и действия, которые для этого требуется совершить. 1
- Синтетический метод. 1 Предполагает нахождение тех элементов, которые можно отыскать по имеющимся числовым значениям, указанным в условии. 1 Сложная составная задача разбивается на несколько простых, решение которых приводит к нахождению искомых данных. 1
- Практический способ. 1 Учащимся предоставляется модель объекта, о котором идёт речь в условиях задачи, либо сам реальный объект, а может его иллюстрация. 1 Учащиеся проводят наблюдение за объектом, измеряют его параметры, сравнивают с другими объектами, совершают подсчёты. 1
- Приём продолжения начатого. 2 Детям даётся часть решения задачи, которую они должны пояснить, а затем самостоятельно дополнить вариант суждения. 2
- Приём отыскания решения задачи по предложенному плану. 2 Учащимся даются планы решения в разных формах: вопросительной, повелительной и т. д.. 2 На основе этого плана необходимо составить арифметические действия к каждому способу. 2
- Пояснение готовых способов решения. 2 Учитель даёт возможные варианты решения, модель задачи. 2 Учащиеся же поясняют каждое арифметическое действие. 2
- Составление и решение обратной задачи. 3 В этом случае детям предлагается составить задачу, обратную по отношению к данной: то есть преобразовать данную задачу так, чтобы искомое данной задачи стало данным числом, а одно из данных чисел стало искомым. 3 Если при решении обратной задачи в результате получится число, которое было известно в данной задаче, то можно считать, что данная задача решена правильно. 3
При выборе методического приёма следует учитывать методические рекомендации автора учебника математики, по которому учатся дети, и уровень готовности младших школьников к восприятию новой информации. 5