Некоторые методики, которые можно использовать для развития у детей навыков самостоятельного изложения:
- Задания на понимание текстовых явлений. 1 Например, определение темы и идеи текста, его озаглавливание, определение роли языковых средств в передаче содержания. 1
- Упражнения на исправление орфографических и пунктуационных ошибок. 1 Они помогают познавать систему русской грамматики и запоминать образцовую речь. 1
- Графический метод. 1 Программа включает невербальные (картина, серия картин) и вербальные (названия основных структурных компонентов сообщения) опоры, которые повышают уровень мотивационной готовности к самостоятельной письменной деятельности. 1
- Наглядное моделирование. 1 Методика базируется на специальных упражнениях с различным образным материалом. 1 Например, логопед проводит работу с детьми, задавая вопросы по каждой картинке отдельно, а затем даёт свой образец. 1
- Приём, предложенный Мариной Соловейчик и Надеждой Кузьменко. 4 Учитель знакомит учащихся с текстом изложения. 4 Дети определяют тему текста и находят предложение, в котором заключена главная мысль. 4 Затем они читают текст, и проводится более полный анализ содержания и языковых средств. 4 С помощью вопросов и заданий уточняется структура текста. 4 Одновременно на экране идёт запись слов, отражающих тему каждого предложения. 4 Эта запись заменяет план и служит опорой при воспроизведении текста. 4
Выбор методики зависит от возраста и возможностей детей.