Некоторые методики, которые используются в профориентационных проектах для раскрытия способностей учеников:
- Профориентационные тесты. 3 Помогают определить свои сильные стороны для будущей профессии. 3 Некоторые из них:
- Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО). 3 Определяет предрасположенность к типам профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак», «человек — художественный образ». 3
- Тест Холланда. 3 На основе ценностных ориентаций и интересов человека выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности. 3
- «Якоря карьеры» Э. Шейна. 3 Методика диагностики ценностных ориентаций: что именно важно подростку в карьере — профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность и другие. 3
- «Профиль» — методика «Карты интересов» А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной. 3 Вопросы теста касаются отношения подростка к различным конкретным видам деятельности. 3
- Диагностика структуры сигнальных систем (Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова). 3 На основе преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный, средний. 3
- Специальные тренажёры. 24 Позволяют человеку применить на практике полученные знания и отработать навыки, а также изучить готовность человека к освоению новых профессиональных действий. 2
- Интервью. 4 Позволяет получить ценную информацию о профессии или отрасли. 4 Может быть закрытым, открытым или глубинным. 4
- Наблюдение. 24 Один из базовых методов психологической работы, так как позволяет установить чёткие параметры и способы реализации, зафиксировать и интерпретировать результаты. 2
- Сбор косвенных данных. 2 Опрос знакомых, друзей, родных, педагогов и так далее. 2
- Профориентационные игры. 2 Положительно воздействуют на развитие качеств, важных с профессиональной точки зрения, и мотивируют людей на развитие новых способностей и повышение образования. 2