Для выявления способностей и талантов у детей используют разные методики, среди них:
- Наблюдение. 14 Наблюдают за детьми на занятиях, в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности. 1 Преимущество такого метода в том, что он происходит в естественных условиях. 1
- Экспертное оценивание. 1 Поведение детей оценивают учителя и родители. 1 Также экспертно рассматривают продукты творческой деятельности детей с привлечением специалистов из нужной сферы. 1
- Специальные психодиагностические тренинги. 1
- Включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия. 1
- Организация интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и спортивных соревнований. 13
- Биографический метод. 1 Изучение биографии выдающихся людей помогает выявить личностные и интеллектуальные качества, которые благоприятствуют творческой деятельности. 1
- Опросники. 2 Например, опросник для выявления одарённых детей А. А. Лосевой. 2 Он включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. 2
- «Карта одарённости», разработанная А. И. Савенковым. 2 Позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет таких видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. 2