Для выявления речевых нарушений у дошкольников используют различные методики, среди них:
- Изучение коммуникативных умений. 2 Наблюдают за свободным общением ребёнка, обращают внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли. 2
- Исследование состояния восприятия речи. 2 Проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий, которые содержат последовательные инструкции. 2
- Исследование зрительного восприятия и пространственного праксиса. 2 Ребёнку предлагают назвать и дифференцировать основные цвета и их оттенки, показать правую и левую руку, предметы впереди, позади, вверху и внизу. 2
- Исследование состояния произвольной моторики. 2 Включает обследование мимической моторики (качество и объём движений мышц лба, глаз, щёк), речевой моторики (сила, точность, объём, переключаемость движений губ, языка, щёк), общей произвольной моторики (статическая и динамическая координация, одновременность, отчётливость движений), тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированного движения, возможности действий с предметами). 2
- Обследование звукопроизношения. 3 Выявляется умение ребёнка правильно произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, в словах, во фразе (по заданию логопеда), а также умение использовать его в самостоятельной речи. 3
- Обследование слоговой структуры слова. 3 Для этого подбираются слова сложной слоговой структуры с разным количеством и типом слогов. 3
- Изучение лексической стороны речи (словарного запаса). 3 Особое внимание уделяется выявлению навыка словообразования. 3
- Изучение сформированности грамматического строя речи. 3 Оценивается, правильно ли ребёнок употребляет существительные и прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. 3
- Обследование связной речи. 3 Проводится с целью выявления уровня сформированности самостоятельного связного высказывания. 3
Для успешного проведения обследования важно установить контакт с ребёнком, для этого используют игровые ситуации, красочные наглядные материалы, игрушки. 3