Для развития свистящих звуков в голосе используются различные методики, например:
- Подражание. 13 Логопед и ребёнок располагаются перед зеркалом. 3 Взрослый медленно произносит свистящий звук, акцентируя внимание ребёнка на положении языка и губ во время произношения. 3
- Постановка от опорных звуков. 13 Например, для звука «С» это звуки «И» и «Ф». 3 Когда опорные звуки ребёнок научился произносить хорошо, его просят произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С». 3
- Постановка с механической помощью. 13 Для этого подойдут логопедические зонды, палочка от чупа-чупс, спички, счётные палочки. 3 Ребёнок растягивает губы в улыбке, кончик языка должен касаться нижней челюсти. 3 Затем логопед просит ребёнка выдувать воздух. 3 Воздух должен проходить по средней линии до кончика языка. 3 Во время выхода струи воздуха середина языка слегка прижимается зондом, образовывая желобок. 3 Инструмент нужно просунуть на 2 см, после чего надавливать и двигать с разной силой на язык во время выхода воздушной струи. 3 Затем специалист устанавливает, в каком именно положении слышен звук. 3 Результат достигается регулярными тренировками. 3 В дальнейшем зонд нужно убирать, автоматизируя изолированное произношение. 3
- Постановка от звука Ц. 3 Ребёнок должен длительно и протяжно произносить звук Ц. 3 При соблюдении этого условия слышен второй составляющий дифтонг — звук С. 3
Для подбора индивидуальной методики развития свистящих звуков в голосе рекомендуется обратиться к логопеду.