Некоторые методики, которые используются для оценки коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи:
- «Оценка характера отношения ребёнка к межличностному взаимодействию», авторы И. А. Орлова и В. М. Холмогорова. 1 Для диагностики используют метод невключённого наблюдения за процессом игровой деятельности. 1 Показатели общения со сверстниками: инициативность и чувствительность. 1
- «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности со взрослым», автор М. И. Лисина. 12 Основана на методе ситуативного тестирования. 1 При проведении разыгрывают три ситуации: поиграть с игрушками, почитать книжку, поговорить. 1 Эти ситуации раскрывают преобладающую форму общения между ребёнком и взрослым: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную, внеситуативно-личностную. 1
- «Методика изучения коммуникативных умений», авторы Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина. 2 Предназначена для детей 6–7 лет с недоразвитием речи. 2 С помощью этой методики анализируют умения детей договориться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь во время рисования и другие. 2
- «День рождения». 2 Может использоваться в виде игры как специалистами, так и родителями. 2 В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребёнком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. 2
- «Братья и сёстры», автор Ж. Пиаже. 4 Цель методики — изучение коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра). 4
- «Рукавички», автор Г. А. Цукерман. 45 Цель — выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. 5