Некоторые методики, которые используются для обучения правописанию в начальной школе:
- Метод языкового анализа и синтеза. 12 Предполагает обучение на основе правильного соотношения звука и буквы с учётом позиции звука и состава слова. 2
- Имитативный метод (запоминание, заучивание). 12 Применяется для усвоения буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнёзд, на основе использования словарей. 2
- Метод решения грамматико-орфографических задач. 14 Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, то есть путём решения орфографической задачи. 2
Некоторые приёмы и упражнения, которые используются в рамках этих методик:
- Языковой анализ. 1 Звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов, слоговой анализ, семантический анализ, словообразовательный и морфемный анализ, морфологический анализ, синтаксический анализ. 1
- Языковой синтез. 1 Синтез на уровне звуков и букв (составление слов из букв или звуков), синтез слов (словообразование с заданным корнем, суффиксом и др.), синтез морфологических форм (образование падежных форм, форм числа). 1
- Имитационный метод. 1 Зрительные диктанты, разные виды письма по памяти, самодиктанты, разнообразные виды списывания, использование средств наглядности со списками трудных слов, отчётливое побуквенное проговаривание слов. 1
- Какографические упражнения. 3 Даётся текст, в котором допущены ошибки. 3 Этот вид работы приучает детей видеть место орфограммы и мотивирует необходимость исправления ошибки. 3