Для коррекции неправильного произношения звука «л» используют различные методики, которые выбирает логопед индивидуально в зависимости от результатов диагностики. 3 Некоторые из них:
- Постановка по подражанию. 1 Логопед показывает, как правильно располагать язык и губы при произношении «л», а ребёнок повторяет. 1 Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать. 1
- Механический способ. 1 Для фиксации речевых органов в правильном положении используют вспомогательные средства: пальцы рук, шпатель, зонд, деревянную палочку или черенок чайной ложки. 1
- Постановка от других звуков. 1 Например, от «А». 1 Ребёнок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. 1 Звучание «А» переходит в твёрдый звук «л». 1
- Артикуляционная гимнастика. 5 Включает упражнения для развития круговых мышц губ («Улыбочка», «Трубочка»), мышц языка («Иголочка», «Часики»), растягивания подъязычной связки («Лошадка», «Грибок»), выработки верхнего положения языка («Маляр», «Качели», «Индюк») и другие. 5
- Логопедический массаж. 5 Показан при недостаточной подвижности языка, слабости кончика и боковых краёв, спастичности спинки. 5
- Автоматизация звука. 1 Звук закрепляют сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. 1 Для этого используют игры, скороговорки, стишки, загадки. 1
Также для коррекции неправильного произношения звука «л» могут применяться упражнения для улучшения речевого слуха: произнесение слов с разной громкостью, чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом и другие. 1