Некоторые методические приёмы, которые применяются для обучения чтению книг в начальной школе:
- Жужжащее чтение. pedsovet.su По сигналу учителя дети начинают читать одновременно вполголоса, каждый в своём темпе. pedsovet.su Через 5 минут чтение прекращается, дальше идёт обычный урок. pedsovet.su
- Работа с таблицами слогов. pedsovet.su Чтобы повысить скорость чтения, детям предлагают задания: прочесть строчку или столбец с определённой буквой, найти в таблице указанный слог, послогово показать слово в таблице. pedsovet.su
- Приём «Спрятанные буквы». pedsovet.su Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. pedsovet.su Для этого можно предлагать задания: слова с кляксами (на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном), слова с пропущенными буквами, разрезанное слово (карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части). pedsovet.su
- Приём «Скороговорка». pedsovet.su Для увеличения скорости чтения можно предлагать ребёнку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. pedsovet.su Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. pedsovet.su
- Приём «Губы». pedsovet.su При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. pedsovet.su Поэтому детей учат читать молча, без внешних признаков проговаривания. pedsovet.su Когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». pedsovet.su При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. pedsovet.su После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух. pedsovet.su
- Зрительные диктанты. www.art-talant.org На доске пишут 6 предложений и закрывают листом бумаги. www.art-talant.org Потом лист отодвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определённого времени читают его про себя, стараясь запомнить. www.art-talant.org По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. www.art-talant.org
- Многократное чтение. www.art-talant.org При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. www.art-talant.org Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. www.art-talant.org Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать. www.art-talant.org Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочёл. www.art-talant.org
- Осознанное интонирование текста. xn--j1ahfl.xn--p1ai Начало предложения начинают читать с подъёма голоса, к знакам препинания голос как бы «падает в ямку». xn--j1ahfl.xn--p1ai Если это запятая, то голос «падает до середины ямки», если точка — «падает на дно ямки». xn--j1ahfl.xn--p1ai Отрабатывают особую интонацию вопросительного и восклицательного предложения. xn--j1ahfl.xn--p1ai
Также для развития интереса к чтению и повышения мотивации можно проводить классные часы, беседы, игры, викторины, посвящённые творчеству детских писателей. xn--d1abbusdciv.xn--p1ai