Некоторые методические приёмы, которые можно использовать для интеграции художественной литературы в экскурсионную деятельность:
- Литературный монтаж. 12 Рассказ строится на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, которые раскрывают подтему экскурсии или один из её основных вопросов. 12 Отрывки должны представлять собой художественное и смысловое целое. 2
- Цитирование. 12 В экскурсию вводятся точные отрывки из произведений литературы, документов, мемуарных воспоминаний. 1 Цитаты направлены на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. 1
- Приём отступления. 4 В ходе экскурсии экскурсовод, не выходя за рамки темы, намеренно прерывает линию рассказа: читает стихотворение, рассказывает содержание кинофильма или художественного произведения. 4 Задача этого приёма — снять усталость экскурсантов, разрядить обстановку. 4
- Приём ссылок на очевидцев. 1 Использование этого приёма в рассказе даёт возможность для образного воссоздания событий. 1 В рассказе о современных событиях экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители. 1
- Приём заданий. 1 Экскурсовод обращается к экскурсантам с вопросами, например: «Вспомните, на что похоже это здание?», «Какова ширина этой улицы?». 1 Задача этого приёма — заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. 1
- Приём новизны материала. 1 В ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. 1 Этот приём используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого объекта более эффективным. 1
- Приём соучастия. 12 Задача этого приёма — помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. 12