В навигации и управлении транспортом применяются различные виды математических моделей, среди них:
- Дескриптивные модели. 1 Это система уравнений, которые описывают взаимосвязи между величинами расхода различных ресурсов. 1
- Оптимизационные модели. 1 Они позволяют определить оптимальное сочетание количества расходуемых ресурсов. 1
- Линейные и нелинейные модели. 1 Линейные модели описывают пропорциональные зависимости между параметрами процесса, а в нелинейных моделях целевая функция или ограничения отражены в нелинейной форме. 1
- Детерминированные и вероятностные (стохастические) модели. 1 В детерминированных моделях предполагают, что все условия транспортного процесса заранее точно известны, а в вероятностных моделях учитывают случайные факторы и находят оптимальное решение с учётом их действия. 1
- Статические (одноэтапные) и динамические (многоэтапные) модели. 1 Статические модели описывают один этап транспортного процесса и позволяют принять однократное оптимальное решение, а динамические модели описывают процесс в динамике, учитывают изменение параметров и позволяют найти оптимальную последовательность взаимосвязанных действий на ряде этапов. 1
- Прогнозные модели. 2 Их главная задача — прогнозирование последствий при совершении изменений в транспортной сети. 2
- Имитационные модели. 25 Они предназначены для того, чтобы детально разобрать все детали движения, в том числе развитие процесса во времени. 2
Математические модели и методы закладываются в основу алгоритмов функционирования автоматизированных рабочих мест (АРМ) по организации перевозок и управлению на транспорте. 3