Для расчёта тестовых баллов на экзамене используются разные математические модели, например:
- Простая модель оценки уровня знаний. 1 Ответ студента на каждое задание оценивается по двухбалльной (правильно или неправильно) или многобалльной (чаще всего пятибалльной) шкале. 1 Однако такая модель зависит от количества правильных ответов и не позволяет объективно оценить знания студента. 1
- Метод линейно-кусочной аппроксимации. 1 Алгоритм основан на классификации заданий по их дидактическим характеристикам (значимость, трудность, спецификация). 1 Число баллов, полученных студентом за выполнение заданий, определяется с учётом весовых коэффициентов заданий, зависящих от их характеристик. 1
- Модели современной теории тестов (IRT). 1 В отличие от классической теории, где индивидуальный балл тестируемого рассматривается как постоянное число, в IRT латентный параметр трактуется как переменная. 1 Начальное значение параметра получается непосредственно из эмпирических данных тестирования. 1
- Шкала логитов. 24 Датский математик Г. Раш ввёл две меры: «логит уровня знаний» и «логит уровня трудности задания». 4 Первую он определил как натуральный логарифм отношения доли правильных ответов испытуемого на все задания теста, к доле неправильных ответов, а вторую — как натуральный логарифм другого отношения — доли неправильных ответов на задание теста к доле правильных ответов на тоже задание, по множеству испытуемых. 4