Для освоения произношения мягкого звука «рь» можно использовать следующие логопедические приёмы:
- Артикуляционная гимнастика. 25 Упражнения выполняются перед зеркалом и направлены на отработку подъёма и движений кончика языка. 2 Например, «Лошадка» (при открытом рте цокать языком, важно, чтобы челюсть не двигалась), «Маляр» (кончиком языка двигаться от альвеол верхних зубов к нёбу), «Грибок» (рот открыт, широкий язык плотно приклеивается к небу и удерживается). 2
- Дыхательная гимнастика. 2 Кусочек ватки кладут на кончик носа, широкий язычок высовывается, принимает позу «чашечки», ватка сдувается. 2 Полезно сдувать бумажные шарики, султанчики, ветродуйчики. 2
- Механическая постановка с использованием зонда. 2 Проводится в положении лёжа. 2 Ребёнок открывает рот, поднимает кончик языка, произносит быстро «Д», логопед зондом колеблет язык, получается дрожание. 2
- Постановка от звука «Ть». 2 Звук произносится утрированно, протяжно, губы вытянуты в улыбке. 2 Ребенка просят произнести «ть-рь-и». 2
- Постановка от звука «Зь». 2 Для этого ребёнка просят спеть песенку комарика, но с подъёмом кончика языка наверх к альвеолам. 2 Искажённое звучание корректируется движениями зонда, и произносится протяжный «зи», который превращается в «ри». 2
Для подбора индивидуальных логопедических приёмов рекомендуется обратиться к профессиональному логопеду.