Некоторые критерии, которые определяют уровень сформированности духовно-нравственных качеств у школьников:
- Критерий нравственного знания. 13 Школьники должны знать и понимать базисные этические понятия, нравственные нормы, качества личности, эталоны и правила нравственного поведения и отношений. 13 Также важно представление об ответственности за свои действия и поступки. 1
- Критерий нравственных отношений. 13 Школьники должны адекватно воспринимать действительность, принимать себя и других, проявлять искренний интерес к другому человеку. 13 Отношение к взрослым и сверстникам должно быть основано на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении. 13
- Критерий нравственного поведения. 13 Школьники должны быть способны выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия. 13 Также важно умение противостоять искушению, нарушать эти правила, способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. 13
- Критерий морального переживания. 13 Школьники должны быть способны доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения. 1 Поступая нравственно, они должны испытывать позитивные чувства, а при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться. 13
Также выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые помогают отслеживать динамику развития уровней сформированности духовно-нравственной воспитанности школьников. 4