Критерии, по которым определяют соответствие педагога определённой квалификационной категории, прописаны в приказе Министерства образования о порядке аттестации педагогов. 4
Для получения первой квалификационной категории педагога важны, например, такие показатели: 4
- Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. 34 В школе это оценки, в дополнительном образовании — итоговые работы. 4
- Результаты итоговой государственной аттестации. 4 Этот пункт касается только школ, в дополнительном образовании ОГЭ и ЕГЭ не проводят. 4 Если итоговой государственной аттестации по предмету нет, то пункт пропускается. 4
- Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. 34 Как правило, здесь от педагогов требуют рассказать о конкурсах, которые они проводят с учащимися, и других формах диагностики способностей. 4
- Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах педагогического опыта, участие в работе методических объединений. 34
Для получения высшей квалификационной категории дополнительно важны такие показатели: 4
- Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. 4 Чем выше уровень конкурса, тем лучше. 4
- Продуктивное использование новых образовательных технологий и транслирование этой деятельности. 4
- Активное участие в профессиональных конкурсах, разработка методических материалов. 4 Лучше быть не участником конкурса, а членом жюри или организатором. 4
Решение принимают эксперты, которые изучают портфолио педагога или посещают его занятия. 4 При этом необязательно быть успешным по всем критериям — аттестационная комиссия определяет, сколько баллов нужно получить, чтобы их хватило для категории. 4 «Проходной балл» отличается в регионах. 4