Возможно, имелись в виду критерии оценивания итогового сочинения, в котором важно умение строить рассуждение и доказывать свою позицию. 15 Некоторые из них:
- «Соответствие теме». 15 Проверяется содержание сочинения: участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия. 5 «Незачёт» ставится, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на поставленный вопрос или не прослеживается конкретной цели высказывания. 15
- «Аргументация. Привлечение литературного материала». 15 Критерий позволяет оценить умение строить рассуждение и доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. 5 Можно привлекать произведения устного народного творчества, художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу и другие источники. 5
- «Композиция и логика рассуждения». 15 Оценивается умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. 5 Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 5 «Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. 15
- «Качество письменной речи». 15 Критерий нацелен на проверку речевого оформления текста сочинения. 5 Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. 5 «Незачёт» ставится, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. 15
- «Грамотность». 15 Критерий позволяет оценить грамотность выпускника. 5 «Незачёт» ставится, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. 15