Некоторые компетенции, необходимые воспитателю для работы в условиях инклюзивного образования:
- Мотивационно-ценностная компетенция. 2 Педагог осознаёт гуманистический потенциал инклюзивного образования, признаёт ценность и уникальность личности каждого ребёнка. 2 Он демонстрирует заинтересованность в изучении актуальных проблем и современных технологий в области инклюзивного образования. 2
- Гностическая компетенция. 2 Воспитатель владеет знаниями нормативно-правовых документов, регулирующих инклюзивную практику, знает психологические теории развития, основы общей, специальной педагогики и психологии, образовательные технологии, методы и формы работы с детьми, имеющими особые потребности. 2
- Деятельностная компетенция. 2 Педагог умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные адаптированные образовательные программы развития для детей с особыми потребностями. 2 Он определяет необходимые педагогические средства для достижения образовательных целей и задач, организует воспитательно-образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 2
- Коммуникационная компетенция. 2 Воспитатель способен осуществлять социально-профессиональное конструктивное взаимодействие с детьми, специалистами и родителями по решению воспитательно-образовательных задач в области инклюзивной практики. 2 Он оказывает необходимую поддержку детям с особыми потребностями в разрешении возможных конфликтов в условиях совместной деятельности детей и взрослых. 2
- Сопровождение ребёнка в новой и проблемной для него ситуации. 1 Воспитатель готовит ребёнка к изменению в окружении, помогает детям сориентироваться в новой ситуации, разрешает конфликты. 1
- Сотрудничество с родителями. 1 Воспитатель выстраивает партнёрские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития. 1
- Командное взаимодействие. 1 Воспитатель умеет работать в команде с другими воспитателями и специалистами, умеет распределять и нести ответственность. 1