В контексте ФГОС приоритетными считаются универсальные учебные действия (УУД) — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счёт активной познавательной деятельности. 34
Выделяют четыре вида УУД: 3
- Личностные. 3 Отражают систему ценностных ориентаций ученика, его отношение к различным сторонам окружающего мира. 3
- Регулятивные. 34 Обеспечивают способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность. 3 К таким действиям относят самоорганизацию, самоконтроль, самооценку и рефлексию. 4
- Познавательные. 34 Обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. 3
- Коммуникативные. 34 Обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. 3
Кроме того, в рамках ФГОС акцентируется развитие функциональной грамотности школьников. 2 Это набор навыков чтения, письма и коммуникации, которые позволяют человеку успешно применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. 2