Некоторые ключевые умения чтения, которые должен развить ученик к концу четвёртого класса:
- читать группами слов, без пропусков и перестановок букв и слогов, соблюдая интонационные и орфоэпические нормы; 2
- определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста, составлять план к заданным текстам; 1
- находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; 1
- использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного; 1
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации; 1
- составлять высказывание на заданную тему в устной и письменной форме; 1
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации. 1
Некоторые ключевые умения письма:
- орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70–80 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное; 2
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля; 1
- безошибочно списывать текст объёмом 80–90 слов; 1
- писать под диктовку тексты объёмом 75–80 слов с учётом изученных правил правописания. 1