Ключевое отличие имитационных и неимитационных методов активного обучения заключается в наличии или отсутствии модели изучаемого процесса или деятельности. 14
Имитационные методы предполагают наличие модели, которая имитирует индивидуальную или коллективную профессиональную деятельность. 24 Такие методы делятся на игровые и неигровые в зависимости от условий, ролей, правил и элементов состязательности при выполнении заданий. 4 Примеры имитационных методов: анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции. 13
Неимитационные методы, в свою очередь, характеризуются отсутствием модели изучаемого процесса или деятельности. 14 Активизация обучения достигается через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. 24 К неимитационным методам относят, например, проблемную лекцию, эвристическую беседу, учебную дискуссию, поисковую лабораторную работу. 4
Таким образом, имитационные методы основаны на имитации профессиональной деятельности, а неимитационные предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам без использования такой модели.