Некоторые ключевые идеи и эксперименты Жана Пиаже, которые оказали значительное влияние на развитие когнитивной психологии:
Идеи:
- Теория стадий когнитивного развития. 10 Пиаже предложил, что детское мышление развивается поэтапно и проходит через четыре стадии: сенсомоторную, предоперациональную, конкретно-операциональную и формально-операциональную. 10 Каждая стадия имеет свои особенности и уровни мышления, и каждая новая стадия требует усвоения определённых навыков, позволяющих ребёнку переходить на более высокий уровень понимания. 10
- Процессы ассимиляции и аккомодации. 410 Дети либо вписывают новый опыт в уже существующие схемы (ассимиляция), либо изменяют свои схемы, чтобы учесть новый опыт (аккомодация). 10 Эти процессы лежат в основе обучения и познания, а их понимание позволило глубже изучить механизмы развития интеллекта. 10
- Эгоцентризм детского мышления. 9 Пиаже выявил, что маленькие дети склонны к эгоцентризму и не всегда могут понимать точку зрения других людей. 10 Это знание стало важным для психологии и педагогики, так как оно позволило лучше понять, почему дети думают и ведут себя определённым образом в разном возрасте. 10
Эксперименты:
- Исследование феномена сохранения вещества. 8 Пиаже хотел выяснить, насколько дети понимают, что объём или количество вещества остаётся неизменным при видоизменении его формы, внешних характеристик и/или расположения. 8 Для этого детям демонстрировали две ёмкости с одинаковым количеством цветной воды. 8 После утвердительного ответа воду из одного из стаканов переливали в третий, более узкий и высокий, и задавали тот же вопрос. 8 Дети в возрасте до 6–7 лет утверждали, что в высоком воды больше, даже если жидкость переливали из высокого в обычный и назад несколько раз. 8 И только ребята 7–8 лет замечали, что объём идентичен и отличается лишь форма. 8
- Использование метода клинической беседы. 2 Пиаже разговаривал с ребёнком на темы, далёкие от его опыта. 2 Отвечая, ребёнок конструирует свой ответ и говорит то, как он думает. 2