При анализе ритма и рифмы в поэтических произведениях важно учитывать следующие ключевые аспекты:
Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. 2 Некоторые аспекты, на которых стоит сосредоточиться:
- Размер. 15 Это количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. 2 Есть разные стихотворные размеры, например двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). 5
- Распределение ударных и безударных слогов. 15 Ударный и безударный слог вместе образует стопу, и количество стоп в строках должно совпадать. 5
- Характер ритмических окончаний. 1
- Деление на строфы. 15 Это ритмически объединённая группа строк, связанных по смыслу, а также упорядоченным расположением рифм. 5 Строфы имеют смысловую и интонационную законченность. 5
- Графика. 4 В отличие от прозы, все стихотворения записываются в столбик, и так задаётся ритм: повторяются речевые отрезки примерно равной длины. 4
Рифма — это созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках. 2 Некоторые аспекты, на которых стоит сосредоточиться:
- Место в строке. 2 Чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. 2
- Место ударения. 2 Рифмы бывают мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее). 2
- Как слова и каких частей речи рифмуются. 2 Рифмы бывают грамматические и неграмматические. 2
- Частотность употребления. 2 Рифмы бывают банальные (стёртые, затасканные), редкие (изысканные), экзотические. 2
- Способ размещения в стихотворении. 2 Рифмы бывают смежные (параллельные, парные), перекрёстные, охватные (опоясные, кольцевые), тернарные. 2