При выявлении родственных тональностей в музыке нужно учитывать следующие ключевые аспекты:
- Общие аккорды. 1 Родственными считаются тональности, в которых используется один и тот же аккорд. 1 При этом трезвучия должны быть построены по натуральному или гармоническому звукоряду, то есть не быть расширенными, уменьшенными и так далее. 1
- Место аккорда в звукоряде. 1 Существует три степени родства, которые определяются в зависимости от места аккорда в тональности: 1
- Первая степень — аккорд на любой ступени в одной тональности является тоникой для другой. 1
- Вторая степень — трезвучие просто присутствует в тональности. 1
- Третья степень — отсутствие общих аккордов вообще. 1
- Ступени гаммы. 1 Родственные тональности мажора расположены на определённых ступенях любой гаммы, а родственные тональности минора — на других. 1 Например, в мажоре родственные тональности отсутствуют на седьмой ступени, а в миноре — на второй. 1
- Типы интервальных связей. 4 При определении родства тональностей учитываются кварто-квинтовые связи, параллели как пары аккордов с общей ступенью. 4
- Различие в составе конкретной системы. 4 Тональная система эволюционирует, поэтому принцип родства, верный для одной системы, может оказаться недействительным для другой. 3
Не существует универсальной системы родства тональностей, которую можно было бы назвать эталонной. 5 Каждый композитор разрабатывал свою систему на основе существующих в творчестве других музыкантов. 5