Некоторые приёмы, которые можно использовать при гармонизации ми-бемоль мажора:
- Применение проходящих нот. 1 Они заполняют промежуток между двумя основными звуками мелодии и состоят из звуков соответствующей гаммы. 1
- Использование терцовых нот. 1 В отличие от вспомогательных нот, терцовые позволяют отойти от звука мелодии не на одну, а на две ступени (вверх или вниз). 1
- Смена тональности части произведения. 2 Можно осуществить резкий переход в другую тональность, как правило, на полтона-тон вверх. 2 При этом мелодия и последовательность аккордов не меняются, меняется только тональность фрагмента музыкального произведения. 2
- Удвоение ведущего голоса. 3 Это придаёт его рисунку большую рельефность и делает его более заметным в гармонической ткани. 3
- Использование педали. 3 Это выдержанный голос или созвучие, неподвижность которого служит ориентиром для оценки меняющегося рисунка, ритма и синтаксиса остальных голосов. 3
- Применение секвенций. 4 Это повторение заранее заданных соотношений (например, T-S или S-D) от разных звуков. 4
При гармонизации важно учитывать, что вводимые звуки аккордов должны звучать ниже мелодии. 1