Некоторые игры и упражнения, которые помогают развивать фонематический слух у детей:
- «Где колокольчик?». 2 Ребёнок стоит или сидит, закрыв глаза. 2 Взрослый с колокольчиком (или другим звучащим предметом) двигается по комнате и звенит. 2 Малыш, не открывая глаз, должен показать рукой в том направлении, откуда слышится звук. 2
- «Какой звук?». 2 Взрослый называет 3–4 слова, в которых есть один и тот же звук. 2 Например: лопата, стол, молоко. 2 Ребёнок должен догадаться, какой звук есть во всех этих словах. 2
- «Поймай нужный звук хлопком». 2 Если услышишь определённый звук в слове, нужно хлопнуть в ладоши. 2
- «Инопланетянин». 2 Ребёнок учится воспроизводить услышанные цепочки слогов. 2 Взрослый говорит, что к ним прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. 2 Он не умеет говорить на русском языке, но хочет подружиться и поиграть. 2 Тогда взрослый начинает произносить, например: «Ку-ку-ко… та-то-ту… ша-ча-ша… ма-ма-на…». 2 Ребёнок должен повторить за взрослым. 2
- «Назови лишнее». 2 Взрослый произносит слоговые цепочки: «га – га – га – ха – га, ша – ша – ша – жа – ша». 2 Ребёнок должен топнуть, когда услышит «лишний» слог (который звучит по-другому). 2
- «Телеграфисты». 2 Взрослый и ребёнок — телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. 2 Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово по одному звуку. 2 Ребёнок «принимает телеграмму» — называет слово целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. 2 Затем игроки могут поменяться ролями и продолжить игру. 2
- «Помоги Незнайке». 2 Игра совершенствует слуховое внимание и фонематический слух. 2 Ребёнок слушает и исправляет ошибки Незнайки. 2
- «Нарисуй, что услышал». 1 Дети с закрытыми глазами изображают услышанные звуки на листе бумаги в виде рисунка. 1