Некоторые игры и упражнения, которые можно использовать для обучения детей определению твёрдых и мягких согласных звуков:
- Игра «Камень — подушка». 1 Взрослый просит детей вспомнить согласные звуки. 1 Затем говорит, что некоторые из них можно произнести твёрдо, например: «м», «н», «п», а можно — мягко, например: «мь», «нь», «пь». 1 Потом показывает камень и подушку и просит послушать, как звучат согласные звуки, и показать сжатый кулак (твёрдый звук) или две ладошки под головой, склоненной набок (мягкий звук). 1
- Игра «Две страны». 1 Ребёнку дают квадратики синего и зелёного цвета. 1 Он вспоминает согласные звуки, называет их и определяет — это твёрдый звук или мягкий. 1 Затем выкладывает на стол соответствующую карточку: синюю, если звук твёрдый, и зелёную — если мягкий. 1
- Игра «Переезд». 1 Взрослый показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе. 1 Например: «В Синей стране живёт звук „Б“». 1 Потом он переезжает в Зеленую страну, теперь он уже не «Б», а «БЬ». 1 Затем взрослый говорит: «Любит звук переезжать. Как теперь его сказать?». 1 Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. 1 Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране. 1
- Игра «Назови парный слог». 1 Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слоги с твёрдыми звуками, ребёнок ловит мяч, бросает его обратно взрослому и называет слог с парным мягким звуком. 1 Например: ба-бя, мо-мё, ну-ню. 1
- Игра «Выдели звук». 5 Педагог выдаёт каждому ребёнку цветные карты (одну синюю и одну зелёную), а предметные картинки кладёт перед собой стопочкой картинками вверх. 5 Ведущий показывает детям по одной карточке. 5 Дети по очереди называют изображённый предмет, выделяют первый согласный звук, определяют, твёрдый он или мягкий. 5 Если ребёнок ответил правильно, педагог отдаёт ему картинку, чтобы ребёнок положил её на свою синюю карту (если первый звук твёрдый) или зелёную (если первый звук мягкий). 5
- Игра «Наоборот». 5 Взрослый читает на карточках слова. 5 Ребёнок должен заменить твёрдый согласный мягким, а мягкий — твёрдым. 5 Например: нос — нёс. 5 Правильно ответивший ребёнок получает фишку. 5 Побеждает тот, у кого больше всего фишек. 5