Некоторые идеи Л. С. Выготского, которые легли в основу современных образовательных программ:
- Теория «зоны ближайшего развития». 14 Обучение должно ориентироваться на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого. 1 Границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. 1
- Важность игры. 1 Выготский отмечал, что игра для ребёнка не просто развлечение, а непосредственный источник развития. 1 Игры помогают изучать свойства предметов, тренировать логическое мышление, память и фантазию. 1
- Идея личностного образования. 1 Школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 1
- Атмосфера сотрудничества. 1 Учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими, направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 1
- Важность индивидуального подхода. 4 Разработка индивидуальных планов развития для каждого ребёнка помогает учитывать его уникальные особенности, что приводит к более успешному освоению учебного материала. 4
На основе открытий Выготского в России созданы две знаменитые развивающие школьные программы — Занкова и Эльконина — Давыдова. 1