Несколько хитростей, которые помогут успешно справиться с анализом стихотворных текстов на уроках литературы:
- Постановка вопросов. 25 Они помогают осмыслить произведение, осознать позицию автора и выработать собственное отношение к прочитанному. 2
- Словарная работа. 25 Конкретизация лексического значения слов помогает понять содержание и авторское отношение к событиям. 2
- Составление кластера. 1 Учащиеся выделяют в стихотворении образы и лексические средства их выражения, а затем устанавливают между ними смысловые связи. 1
- Приём «Обратный вопрос». 1 Учащиеся получают готовую таблицу или последовательность ответов, к которым сами должны составить вопросы или задания по работе с текстом стихотворения. 1
- Приём «Передай по кругу». 1 Каждый учащийся выделяет в стихотворении какую-то особенность языка или стиля и озвучивает её соседу, а тот, в свою очередь, называет выделенную им языковую особенность. 1
- Приём «Поэтические лото». 1 Учитель составляет таблицу с примерами из художественных текстов, задача ученика — подобрать к каждому примеру соответствующее ему название средства художественной изобразительности. 1
- Приём «Раскраска». 1 Ученику предлагается раскрасить слова в стихотворении разными цветами в зависимости от их семантической роли или образной функции, а затем оценить «цвет» стихотворения и объяснить, какие средства в нём преобладают и почему. 1
- Приём «Говорящая строка». 1 Ученик представляет краткий рассказ о стихотворении и его особенностях как сюжет радиопрограммы или телерепортажа. 1
- Приём «Мир одного стиха». 1 На уроке учащиеся создают ментальную карту по содержанию и языковому оформлению одного стихотворения, описывая все аспекты художественной формы — от звукового оформления до используемых лексико-синтаксических средств. 1
- Приём «Анализ пародийного текста». 1 Учащиеся знакомятся с пародией на изучаемое стихотворение и сопоставляют её с оригиналом. 1