Некоторые характеристики, которые присущи воспитательному пространству:
- Субъектность инициативы. 1 Важно, кому принадлежит идея того или иного воспитательного события: органам управления образования, педагогам, обучающимся или родителям. 1
- Степень удовлетворённости участников воспитательного события его организацией, процессом и результатом. 1 Анализ и рефлексия этих характеристик дают качественно-количественный показатель функционирования всего воспитательного пространства, а также степени вовлечённости каждого субъекта. 1
- Открытость, связь с внешним миром. 1 Важно количество образовательных организаций, принимавших участие в воспитательном событии, а также типы этих организаций. 1
- Единство и целостность пространства. 1 Это диагностируется через периодичность, системность, повторяемость воспитательных событий в деятельности отдельных образовательных организаций и всей региональной системы образования. 1
- Инновационность/традиционность. 1 Инновационность предполагает наличие возможностей, превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора, личностного самоопределения и саморазвития субъектов воспитательного пространства. 1
- Ценности и смыслы для субъектов: обучающихся, родителей, педагогов, администрации образовательных организаций, органов управления образованием, социума. 1
Воспитательное пространство нельзя считать единым, постоянным, равномерным и однонаправленным. 3 Для каждого ребёнка воспитательное пространство будет индивидуальным, однако для группы детей — может быть схожим по своим структурным компонентам. 3