Для повышения интереса школьников к урокам литературного чтения можно использовать различные формы и методы организации занятий, например:
Формы уроков:
- уроки-игры и уроки-путешествия; 1
- интегрированные уроки; 1
- внеклассные мероприятия и конкурсные программы: литературные викторины, конкурсы, праздники; 1
- уроки-проекты; 1
- обобщающие уроки; 1
- уроки-исследования текста. 1
Методы и приёмы:
- Словесные: рассказ о биографии автора, объяснение основных черт литературных направлений, беседа с наводящими вопросами о смысловой нагрузке произведения и другие. 3
- Наглядные: показ ученикам портрета автора, таблицы с периодами творчества, фотографий людей или мест, которые вдохновляли писателя, демонстрация кинофильмов по мотивам произведения. 3
- Практические: учащиеся самостоятельно находят интересный материал об истории создания произведения или об интересных фактах из жизни писателя, кейс-задания, тестирование, творческие задания по личным впечатлениям от прочтения и другие. 3
Некоторые приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения:
- Устное словесное рисование. 1 В ходе этого приёма дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы. 1
- Словарная работа. 12 Используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. 12
- Творческие упражнения, основанные на использовании изобразительной деятельности и драматизации. 5 Ученики могут изображать ключевые сцены произведения, свои представления героев, ставить небольшие сценки по мотивам изученного материала либо разрабатывать новые сцены (продолжение произведения, альтернативная концовка и т. п.). 5