Некоторые физические явления, влияющие на движение поезда в городских условиях:
- Силы трения. 2 Оказывают сопротивление движению каждой единицы подвижного состава. 2 На величину силы сцепления колёс с рельсами влияют скорость движения локомотива, состояние колёс и рельсов, степень их износа, атмосферные условия (снег, дождь и т. д.), конструкция экипажной части, вес локомотива и другие факторы. 2
- Аэродинамическое сопротивление. 4 Воздушная среда создаёт сопротивление движению железнодорожного поезда, которое при скорости более 20 км/ч существенно влияет на его тягово-энергетические характеристики. 4 Сопротивление зависит от вида поезда, скорости движения, его длины, разновидностей и типов вагонов, последовательности их расположения в составе, а также от вида груза и состояния загрузки вагонов. 4
- Боковой ветер. 14 Высокоскоростные поезда сильно подвержены его влиянию, что может повлиять на их устойчивость. 1
- Изменения давления воздуха. 1 Поезда, въезжающие и выезжающие из туннелей, испытывают такие изменения, которые могут повлиять на аэродинамику. 1
- Продольно-динамические реакции. 5 Возникают в поезде из-за неравномерного торможения и отпуска тормозов разных вагонов. 5 Чем больше длина поезда, тем больше проявляются реакции, вызванные скоростью распространения тормозной волны. 5
- Состояние путей. 5 Со временем они расширяются или просаживаются, а это влияет на плавность хода. 5 Отступления от нормативов по просадкам и перекосам вызывают качку и рывки, а также могут угрожать безопасности движения. 5