На соотношение обязательной и вариативной частей учебного плана влияют разные факторы, среди них:
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). 2 Обязательная часть разрабатывается в соответствии с этими требованиями, которые определяют список дисциплин, их содержание и объём. 2
- Потребности и интересы учащихся. 24 Вариативная часть позволяет адаптировать содержание образования под конкретные потребности студентов, особенности региона и актуальные требования рынка труда. 2
- Рекомендации работодателей. 1 При планировании вариативной части учитывают требования рынка труда к качеству подготовки дипломантов и выявляют предметы, которые способствуют развитию необходимых навыков и качеств. 1
- Возможности учебного заведения. 1 При разработке вариативной части учитывают наличие материально-технической базы для проведения занятий, подготовленный педагогический состав, возможности по совмещению обязательного и вариативного блока и другое. 1
- Особенности реализуемой профессиональной образовательной программы. 3 Это может быть основная, сокращённая или интегрированная программа. 3
Также на выбор соотношения обязательной и вариативной частей учебного плана влияют ценностно-целевые установки педагогического коллектива образовательной организации, ресурсы, интересы и запросы участников образовательных отношений. 5