На результативность учеников в международном исследовании PISA влияют разные факторы, среди них:
- Социально-экономические условия. 1 Например, результаты обучения школьников из материально обеспеченных, высокообразованных и обладающих собственностью семей выше, чем у детей из семей без подобных преимуществ. 3
- Расходы образовательных систем на одного учащегося. 2 Расчёты ОЭСР показали, что этот фактор объясняет 51% различий между средними баллами школьников из разных стран. 2
- Проблемы с безопасностью и дисциплиной в школах. 2 Аналитики ОЭСР обнаружили, что в странах, где учащиеся в опросе 2022 года реже сообщали о буллинге, чем в 2018-м, результаты PISA по математической грамотности улучшились. 2
- Использование гаджетов. 2 Учащиеся, которые сообщили, что регулярно отвлекаются на гаджеты, получили в среднем на 15 баллов меньше в тесте по математической грамотности. 2
- Возможность обсуждать с кем-то учебные задания или выполнять их совместно. 2 Авторы отчёта ОЭСР предполагают, что если ученики могут обращаться за помощью друг к другу и время от времени к учителям, это помогает им лучше разобраться в заданиях и достичь более высоких результатов. 2
- Интерес в семье к успехам ученика. 2 Со стабильными результатами в математике связаны положительные ответы учащихся на вопросы о том, интересуются ли в семье их успехами в школе, и о том, проводят ли они время вместе с родителями. 2