Некоторые этические дилеммы, которые могут возникать при проведении государственных экзаменов:
- Конфликт интересов. 4 Важно исключать возможность его возникновения при назначении специалистов и определении их полномочий. 4 Также недопустимо злоупотребление полномочиями и оказание предпочтения тем или иным гражданам. 4
- Разглашение персональных данных. 4 Если специалисты получают доступ к персональным данным граждан в ходе исполнения своих обязанностей, необходимо исключить возможность их разглашения. 4
- Давление на граждан. 4 Недопустимо оказывать давление на участников экзаменов при принятии ими юридически значимых решений, например, при подаче апелляции. 4
- Грубое и агрессивное поведение. 4 При взаимодействии с участниками экзаменов недопустимо применять грубый, агрессивный стиль поведения, использовать ненормативную лексику, акцентировать внимание на расовой, национальной, религиозной принадлежности гражданина и другие формы поведения, оскорбляющие личность и достоинство гражданина. 4
- Невнимание к обращению участника. 1 Например, прерывание речи ученика, беседа с другими во время обращения. 1
- Моральное порицание и постановка участника в неудобное, унизительное положение. 1
Этические нормы поведения при проведении экзаменов регламентируются, в частности, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ и другими нормативными документами. 12