Инклюзивная вертикаль в образовании включает несколько этапов: 1
- Начальный уровень. 1 Период раннего детства, когда ребёнку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его семье оказывают комплексную помощь. 12 Это помогает адаптироваться в правовом поле, сфере помощи со стороны органов социальной защиты, области медицинской помощи и сопровождения. 12
- Второй уровень. 1 Воспитание, развитие и социализация ребёнка с ОВЗ проходят в дошкольных учреждениях. 1 Здесь осуществляют комплексное психолого-педагогическое сопровождение, что позволяет определить возможные индивидуальные стратегии дальнейшего обучения. 1
- Третий уровень. 1 Средняя школа, где в качестве вариативных возможностей инклюзивного образования используют полную, частичную или временную модели интеграции в образовательный процесс. 1
- Четвёртый уровень. 3 Профессиональная ориентация выпускников общеобразовательных школ с ОВЗ в сфере возможных профессиональных интересов и выборов. 3 Также определяют профессиональный образовательный маршрут и степень интеграции выпускников в образовательную среду учреждений профессионального образования. 3
- Пятый уровень. 3 Профессиональное образование выпускников общеобразовательных школ с ОВЗ, подготовка преподавателей учреждений профессионального образования для системы инклюзивного образования, трудоустройство выпускников по профилю полученного образования. 3
Конечная цель инклюзивной вертикали — реализация индивидуальной траектории воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, направленная на его полноценную и адекватную социальную адаптацию. 1