Некоторые важные этапы развития речи у детей для формирования грамматических навыков:
- До 2 лет — период предложений из аморфных слов-корней. 4 Ребёнок использует отдельные слова-корни в неизменяемой форме: «мама», «дай», «би-би». 4
- От 1 года и 10 месяцев до 3 лет — усвоение грамматической структуры предложений. 5
- С 3 до 7 лет — период усвоения морфологической системы языка. 45 Ребёнок активно осваивает систему падежных окончаний, типы склонений и спряжений, согласование различных частей речи и другие аспекты. 4
Некоторые особенности развития речи на разных этапах:
- 3 год — ребёнок осваивает морфологические категории и формы, активно использует непроизвольные высказывания из одного-двух предложений. 1
- 4 год — зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. 1 Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). 1
- 5 год — становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. 1
- 6 и 7 год — овладение способами грамматически правильного построения развёрнутых связных высказываний, активное освоение сложного синтаксиса при произвольном построении монолога. 13
Важно учитывать, что развитие грамматического строя речи у дошкольников происходит индивидуально и зависит от интересов, способностей, коммуникативной среды и других факторов. 5