Выделяют три этапа работы по формированию словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР): 12
- Первый этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм. 12 Например, в работе с существительными это дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, отработка беспредложных конструкций единственного числа. 12 В работе с глаголами — согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе. 2
- Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения: 12
- Для существительных: понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа, закрепление беспредложных форм множественного числа. 12
- Для глаголов: дифференциация глаголов 1, 2, 3-го лица настоящего времени, согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. 2
- Для прилагательных: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа. 2
- Третий этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. 12 Например, в работе с существительными это употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа, согласование существительных с числительными. 1
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи. 2