В логопедии выделяют следующие этапы формирования фонематического восприятия: 15
- Узнавание неречевых звуков. 15 На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. 15
- Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. 15 Детей учат различать эти параметры, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. 15
- Различение слов, близких по своему звуковому составу. 15 Дети должны научиться различать такие слова. 15
- Дифференциация слогов. 15 На этом этапе детей учат различать слоги. 15
- Дифференциация фонем. 15 Дети учатся различать фонемы родного языка, начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. 15
- Развитие навыков элементарного звукового анализа. 15 На этом этапе формируют умение определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова, выделять ударный слог. 15
Также В. К. Орфинская выделяет четыре ступени формирования фонематического восприятия: овладение умением узнавать звук на фоне слова, выделение первого и последнего звука в слове, определение последовательности, качества и количества звуков в слове, определение места звука в слове по отношению к другим звукам. 2