Несколько интересных форматов и практик работы с текстами для групповых занятий:
Приём «Фишбоун». 1 В основе — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. 1 В «голове» скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. 1 На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и до чтения текста, на основе своих знаний). 1 Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть проблемы. 1
Приём «Диктант значений». 2 Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. 2 Ученики должны по значениям определить слова и написать их. 2
Приём «Синквейн». 2 Цель — развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. 2
Задание «Пропавшие слова». 3 Группа делится на пары или на мини-группы (4–6 человек). 3 Каждая пара или мини-группа получает свой текст или одинаковый текст. 3 Участники изучают текст, пытаются понять содержание текста. 3 Затем учитель показывает слова из текста или текстов. 3 Учащиеся стараются их запомнить или записать. 3 Затем, обсуждая в группе, определяют их место в тексте. 3 Озвучивают свой вариант текста другим группам. 3 После того как все версии текста были озвучены, учитель демонстрирует оригинал. 3 Побеждает та команда или пара, которая нашла нужные слова и определила их правильное место в тексте. 3
Задание «Подбери текст к картинке». 3 Группа делится на мини-группы (4–6 человек). 3 Каждой мини-группе выдается своя картинка. 3 На столе несколько мини-текстов, разрезанных на абзацы. 3 Задача участников мини-групп найти и собрать текст целиком, который подходит к их картинке. 3 Участники делают краткий пересказ и озвучивают команде соперников, те в свою очередь пытаются отгадать, какая картинка досталась оппонентам. 3